Согласно Конституции России, Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, (п.1, ст.1, гл. 1, разд.1, КРФ), где высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина, а государство выступает гарантом соблюдения этих прав(ст.2, гл. 1, разд.1, КРФ ). Военнослужащие являются полноправными членами гражданского общества, реализующими право на труд посредством прохождения военной службы на добровольных началах через заключения соответствующих контрактов. Военнослужащие (далее в/с), пользуются  всеми правами и свободами гарантированными КРФ, с некоторыми ограничениями предусмотренными настоящей Конституцией, конституционными Федеральными законами, Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими правоотношения связанные с прохождением военной службы, в той мере, в которой это необходимо для создания условий обороноспособности и безопасности государства. Как упоминалось выше, в/с реализуют гарантированное КРФ право на труд, (п.1, п.3, ст. 37, гл. 2, разд.1), посредством прохождения военной службы по контракту.  Согласно п.3 ст.1 разд. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», оборона является обязанностью граждан, которая в свою очередь осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (п.2 ст. 2 разд. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), т.е. выбор  гражданином добровольного порядка прохождения военной службы, является не чем иным как реализацией права на труд. С момента подписания гражданином контракта о прохождении военной службы, он наделяется правами и обязанностями связанными с прохождением военной службы и тем самым, добровольно  ограничивает себя в некоторых правах и свободах, в той мере, в которой это необходимо для поддержания боевой готовности воинского подразделения. Одновременно с подписанием контракта, гражданин приобретает статус военнослужащего, определение которому приводится в ст.1 разд. 1 федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»: «Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Отсюда следует, что в/с пользуется правами и свободами в той мере в какой это не ограничено настоящим законом, а именно:

— Гарантии правовой и социальной защиты;

— Защита свободы, чести и достоинства;

— Право на свободу передвижения и выбор места жительства;

— Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании;

— Свобода совести и вероисповедания;

— Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями;

— Право на труд;

— Служебное время и право на отдых;

— Денежное довольствие, Отдельные выплаты;

  Продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание;

— Право на жилище;

— Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— Страховые гарантии. Право на возмещение вреда;

— Право на образование и права в области культуры;

— Право проезда на транспорте. Почтовые отправления;

— Право  на обжалование неправомерных действий;

— Судопроизводство  и право на получение юридической помощи. Совершение нотариальных действий;

— право на трудоустройство после окончания военной службы; и т.д.

Наиболее подробно следует раскрыть гарантированное право на отдых, которое нормативно закреплено п.5, ст.37. гл.2. разд. 1 КРФ и находит свое подтверждение в иных НПА.

Переходя к комплектованию Пограничных органов ФСБ России в/с, проходящими военную службу по контракту, органы военного управления совершили ряд грубейших ошибок и непозволительных просчетов, которые отражаются и сказываются на рядовом составе и в совокупности приводят  к снижению уровня и качества боеготовности подразделений непосредственно охраняющих Государственную границу. Один из самых больших недостатков это не создание фундаментальной правовой основы регулирующей правоотношения возникающие в процессе исполнения обязанностей военной службы в/с по контракту. В результате недальновидности и спешки высшего руководящего состава органов военного управления,  идея полного перевода ПО ФСБ России на комплектование исключительно военнослужащими по контракту провалилась, но до сих пор этот провал не признан и мер по урегулированию ситуации и ее кардинальному   изменению не принято, что приводит к грубейшим нарушениям Российского законодательства в области военной службы, и как следствие отражается на способности подразделений качественно и быстро решать оперативные задачи и обеспечивать поддержание высокой боевой готовности подразделений и войск в целом. Большой проблемой военного законодательства является отсутствие систематизации, оптимизации, унификации и кодифицирования нормативно правовых актов в единый акт регулирования правоотношений возникающих в процессе исполнения обязанностей военной службы, что на сегодняшний день делает отрасль военного права одной из самых сложных в правовой системе России. Иначе говоря, низшему командному составу для эффективного и всестороннего управления подразделением нужно быть квалифицированным юристом. А на деле мы имеем офицера младшего командного состава с образованием не отвечающим реалиям сегодняшнего дня, так как ряды пограничных подразделений все больше и больше пополняются в/с с достаточно высоким уровнем правосознания и образования, что уже не позволяет данному командиру (начальнику) организовывать и вести за собой такие воинские коллективы в силу малообразованности и компетентности, проще говоря, в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования на сегодняшний день готовят младший командный состав по устаревшим нормам и правилам, а т.ж.  традиционным обычаям советской армии, где расчет шел на солдата срочной службы, которым управлять достаточно легко, в силу возрастных особенностей призывника имевшего в лучшем случае образование 10 классов средней школы. На этом и многом другом стоит заострить внимание законотворцам, а остановится следует на вопросе реализации в/с права на  отдых.

Как освещалось ранее , одним из самых острых на сегодня вопросов прохождения военной службы, является вопрос осуществления права на отдых в/с, гарантированным п.5, ст.37, гл.2, разд. 1, КРФ, продублированном в ст.11 федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ  «О статусе военнослужащих». Точного определения термину «право на отдых в/с» в НПА регулирующих порядок прохождения военной службы, нет. Но можно использовать  по аналогии с Трудовым Кодексом России, который применим в прямо указанных случаях к в/с. Раздел V, главы 17, статьи 106 ТК РФ дает определение, время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Статья 107. Раскрывает виды времени отдыха, ими являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. Нечто подобное отображено в ФЗ N-76 «О статусе военнослужащего», ст. 11, п.1: «Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы». В свою очередь, общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих не должна превышать 40 часов установленных ст.91, гл. 15, разд. IV, ТК РФ, далее данное положение дублирует и более полно раскрывает Приказ ФСБ от 06.06.2000г. N-301 «О служебном времени военнослужащих органов ФСБ», и устанавливает полную рабочую неделю не превышающею 40 часов, где понедельник, вторник, среда, четверг — 8ч., 15м., пятница – 7ч., суббота и воскресение — выходные дни (сразу заметим, что Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» относит Пограничные органы к органам ФСБ России, что распространяет на ПО в полном объеме все требования, распоряжения и приказы). Так же, п.3, ст. 11 ФЗ N-76 «О статусе военнослужащих» предусмотрено привлечение в/с к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, сюда относится:  «Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба». Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту определяется Приказом ФСБ РФ от 26 декабря 2001 г. N 685. Но тут же и предусмотрена компенсация военнослужащим за участие в указанных мероприятиях в виде дополнительных суток отдыха, которые в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Указом Президента о порядке прохождения военной службы. На первый взгляд все вопросы урегулированы и споров возникать не должно, но судебная практика говорит об обратном. В действительности указанные нормы права не работают, в связи с нехваткой личного состава, если всем сегодня предоставить положенные дни отдыха, то в подразделении не останется не одного в/с, что приведет к подрыву боевой готовности.

Если в случае привлечения в/с к мероприятиям проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени предусмотренного абз. 2, п.3, ст. 11 ФЗ N-76 «О статусе военнослужащих»: «Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба». В органах ФСБ такая норма установлена Приказом ФСБ России от 31.05.2007 Г. N 278, с изменениями введенными Приказом ФСБ России от 13.05.2013г. N-243. Что в свою очередь так же не работает, так в/с пограничных отделений к указанным мероприятиям  привлекают крайне редко, а денежная компенсация положена исключительно за участие в таковых. То как тогда быть с временем повседневного привлечения в/с к исполнению обязанностей военной службы по не обоснованным и надуманным основаниям, а именно: ст.26 и ст. 27 гл.3  ФЗ N-76 «О статусе военнослужащего» раскрывает понятия обязанностей военной службы и делит их на три группы;

1. Общие

2. Должностные

3. Специальные

В пограничных отделениях (заставах) учет служебного времени ведется с грубейшими нарушениями, расчет времени учитываются только исходя из специальных обязанностей военной службы, а общие и должностные обязанности в расчет не берутся и в журнале учета служебного времени не отображаются, что ущемляет право военнослужащих на отдых, так как из расчета учета времени использования военнослужащих берется только выполнение специальных обязанностей, отображаемых в книге пограничной службы, то в журнале учета служебного времени отмечается минимальное кол-во часов привлечения в/с сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, и поверхностно нарушения нет, но это не так, если рассмотреть проблему глубже, то видно совсем другую картину. В расчет должны браться  все три вида исполнения обязанностей военной службы. Более подробно понятие исполнение обязанностей военной службы приводится в ст.37, разд.6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:

а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);

е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;

ж) нахождения в служебной командировке;

з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;

и) следования к месту военной службы и обратно;

к) прохождения военных сборов;

л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия — до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;

п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства».

Согласно п/п е) вышеуказанной статьи, фиксируется все время пребывания в/с на территории в/ч, отсюда следует, на территории пограничного отделения (Заставы) в/с находится  «по служебной необходимости» 24 часа в сутки, в месяце 30 дней, выходные дни согласно Приказа ФСБ России от 06.06.2000г. N-301 суббота и воскресение, в среднем в месяце (не считая праздничных дней) 8 выходных, от 30 суток следует отнять 8, остается 22 дня , которые необходимо умножить на 24 часа, что будет равным 528 часам, от этого числа следует отнять сумму часов установленного законом служебного времени, 40 часов неделя, в месяце 4 недели, что равняется 160 часам, 528ч.-160ч. , 368ч. времени исполнения обязанностей сверх установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени. Так же необходимо учитывать следование к месту прохождения военной службы и обратно, (что так же игнорируется). В среднем это занимает 1 час в одну сторону и один час обратно. 8 выходных в среднем делится 4 раза по 2 дня, получается в/с пограничного отделения 4 раза  с затратой времени в 2 часа за один раз тратит на дорогу, что равняется 8 часам в месяц, 368ч.+8ч.=376ч. Денежное довольствие военнослужащему выплачивается за 240ч. служебного времени, в то время когда в/с пограничного отделения фактически находится на службе 528ч., 528ч.-240ч., получается 288ч. недоплаты, компенсация указанного времени дополнительными сутками отдыха, так же не производится. Расчёт примерный,  взят из данных по Дальнему востоку. Подобный анализ компетентными органами не проводился, соответственно и законодательных мер на сегодняшний день не принималось. Органы военной прокуратуры так же бездействуют в данном вопросе. Судебная система тоже разводит руками, так как командование устраивает в залах судебных заседаний спектакли, «мы приказов находится в отделениях не отдаём, в/с находятся в подразделениях по личной инициативе и доброй воле». В то время, когда в пограничных органах идёт существенный отток военнослужащих (увольнение с военной службы), органы военного управления вместо проведения серьезного и углубленного анализа ситуации, решения проблемных вопросов, один из которых это учёт служебного времени, в силу ежегодно возрастающей нагрузки на в/с, занимаются поиском новых кандидатов через сеть интернет публикуя объявления дезинформирующего характера. Пока не будут решатся проблемы в корне, кадровая ситуация будет только усугубляться.

2

Автор публикации

не в сети 2 недели

Павел

6
Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 04-11-2019

© 2019 Международный юридический клуб

logo-footer
Авторизация
*
*

Connect with:




Регистрация
*
*
*
Генерация пароля